Обучающие игрушки для дошкольников — какие выбрать

Обучающие игрушки для дошкольников — какие выбрать

Лучший метод обучения – игра. Даже у взрослого человека в игровых ситуациях быстрее формируются навыки новых реакций. Для детей игра – смысл жизни. Поэтому чем младше ребёнок, тем важнее для него именно игровая форма развития.

Современная промышленность выпускает разнообразные развивающие и обучающие игрушки. Пазлы и конструкторы, кубики и пирамидки, рамочки и вкладыши, мозаику, шнуровки и многое другое. Чем отличаются они от традиционных предметов для игр, и что помогают сформировать в ребёнке?

Обучающие игрушки – что это?

Фото обучающих цветных кубиков
Цветные кубики — отличный пример обучающей игрушки

Обучающими игрушками называют те игровые предметы, игра с которыми развивает определённые способности или навыки ребёнка. Стимулирует работу творческого мышления, логику, моторику. С этой точки зрения развивающими могут быть различные предметы, которые игрушками не являются. К примеру, обыкновенная кастрюля и ложка. Стуча ложкой по металлическому днищу, годовалый малыш учится точно попадать в цель, а это — развитие моторики. Или обычные кубики — выстраивая из них пирамидку, ребёнок учится соразмерять расстояние, определять место устойчивого положения, аккуратно двигать руками. Что не только развивает моторику, то также формирует глазомер, внимательное наблюдение, мышление.

Развивающей игрушкой может быть любой безопасный предмет, который стимулирует в нём развитие навыков и способностей.

Виды обучающих игрушек

Так уж получается, что человек очень любит возводить какие-то системы, порядки, классификации. Развивающие игрушки классифицируют по возрасту, для которого они актуальны. И по виду деятельности, который они развивают у ребёнка.

Игрушки для развития общей моторики

Фото детской юлыОбщая моторика – это движения рук, ног, туловища, те физические действия, которые ребёнок учится выполнять после рождения. Существует множество игрушек для формирования навыков моторики. Для грудничков – мобили и погремушки. Для годовалых малышей – мячики, кубики, пирамидки, юла, ударные музыкальные инструменты. Для двухлеток – так называемые спортивные игрушки – скакалки, обручи.

Зачем нужно развивать моторику? По исследованиям медиков, для детей до 2-х лет развитие движений является первостепенным. Это значит, что формирование других способностей – мыслительных, зрительных, будет идти следом. Если ребёнок будет совершенствовать навыки движений, он будет развиваться и в других отношениях (становиться понятливее, умнее). Если ограничить его подвижность – остановится также его умственное и психическое развитие.

Игрушки для мелкой моторики

Фото игрушки со шнуровкой для развития моторики
Шнуровка прекрасно развивает мелкую моторику

Под определением «мелкая моторика» понимают мелкие движения пальцами и кистями рук. Развитие этих движений напрямую связано с формированием речи. Для развития мелкой моторики необходимы игры с мелкими предметами. В силу этого игрушки для моторики содержат множество мелких компонентов, и традиционно предлагаются детям после 2-х и даже после 3-х лет. Это:

  • мозаика;
  • мелкие пазлы;
  • конструктор с мелкими деталями (лего);
  • пальчиковый театр (куколки на пальчик);
  • небольшие куколки в одежде (которую можно снимать и надевать);
  • игровые наборы для вышивки, плетения, различные поделки.

Также игрушками для развития мелкой моторики могут быть небольшие однотипные предметы — пуговицы, бусинки, камешки, речной песок. Надо сказать, что дети очень любят перебирать подобные вещи. Играть ими полезно – но только делать это надо под присмотром взрослых.

Игрушки для развития логики

Сюда относят различные игровые предметы–головоломки. Традиционные матрёшки, пазлы, кубики Никитина (их несколько – Кубики для всех и Уникуб, игра Сложи Узор), вставки и рамки Монтессори.

Эти игрушки требуют некоторой усидчивости, поэтому подвижным маленьким детям часто не хватает терпения. Они могут подходить к такой игре, начинать и не заканчивать логическую постройку. Малыши могут играть в логические игры с перерывами, возвращаясь к задаче вновь и пытаясь придумать для неё решение.

Игрушки для развития творческих способностей

Здесь – широкий перечень различных игровых наборов для творчества:

  • предметы для рисования на различных поверхностях (краски, карандаши, мелки, фломастеры);
  • предметы для лепки (пластилин и глина);
  • игрушки для печатания изображений;
  • трафареты;
  • раскраски и др.

Общая цель игры с подобными игрушками – создать некоторую картину, изображение. В ходе игры ребёнок придумывает композицию, позу, другие детали. То есть «творит» реальность, опираясь на собственные впечатления.

Для развития творческого мышления и пространственного воображения традиционно пользуются предметами для игрового строительства. Кубиками, блоками, домино, геометрическими наборами.

Игрушки для подготовки к школе

Это – игрушки, которые привлекают ребёнка к обучению, делают для него интересным и процесс чтения, счёта, письма. Сюда относятся кубики и таблицы Зайцева для обучения чтению и счёту, счётные наборы с геометрическими фигурами, карточки с цифрами и буквами, а также игрушки для развития логики и мышления, игрушки для формирования мелкой моторики (основа будущей каллиграфии у ребёнка).

Игрушки для развития памяти

Прекрасными предметами, которые могут стимулировать развитие памяти, являются музыкальные игрушки. На них можно играть простейшие ритмы и мелодии из трёх нот, увлекать ребёнка в соревнование и предлагать ему повторить то, что сыграла мама. А после – позволить придумать самому последовательность нот.

Лучше всего подходят игрушечные металлофоны и ксилофоны. Они дают достаточно чистый звук (в отличие от игрушечных синтезаторов, звуки которых часто искажены). Чистый звук не нарушает формирование музыкального слуха у ребёнка.

Post Author: Sofya Zagidulina

Добавить комментарий